65% российских компаний будут работать с внештатным персоналом
Платформа для работы с внештатным персоналом YouDo Бизнес и крупнейший российский портал по поиску работы и сотрудников hh.ru исследовали отношение российских компаний к внештатному сотрудничеству с самозанятыми и физлицами по ГПХ. Оказалось, что 56% компаний уже работают с внештатниками, еще 9% планируют начать в ближайшее время - таким образом, две трети российского бизнеса привлекает или скоро начнет привлекать персонал вне штата. Самые востребованные внештатники: маркетологи, рекламщики, пиарщики, айтишники, рекрутеры, грузчики и дизайнеры.
Самые востребованные внештатники
Спрос на внештатников высок: каждая десятая компания привлекает к сотрудничеству от 30 до 100 внештатников. Больше 100 внештатников требуется каждой тридцатой компании. Чаще всего на внештатную работу бизнес ищет маркетологов, рекламщиков и пиарщиков (с ними работают или планируют начать 47% компаний), IT-специалистов (44%), курьеров (25%), рекрутеров (23%), грузчиков (23%) и дизайнеров (22%).
Как бизнес работает с внештатниками
Компании, которые в принципе работают с внештатным персоналом, чаще всего привлекают самозанятых - об этом говорят 58% респондентов. С физлицами по договору ГПХ работают 15%. Остальные 27% оформляют тех и других в равной степени.
Почти каждая четвертая компания (22%) сотрудничает на внештатной основе с нерезидентами. По закону получить статус самозанятого в России могут только граждане РФ, граждане других стран ЕАЭС (Беларусь, Армения, Казахстан, Кыргызстан), а также с недавнего времени - Украины, ЛНР и ДНР. Среди компаний, которые сотрудничают с нерезидентами, 33% оформляют договор с самозанятыми-нерезидентами, 28% работают и с самозанятыми, и по ГПХ, 6% - только по ГПХ.
"Работа с внештатниками обеспечивает бизнесу гибкость, особенно важную в условиях кризиса, и помогает закрыть потребности в персонале на разовые или проектные работы, а также в период пиковой либо сезонной загрузки. Сотрудничество по договору ГПХ существует уже давно, а самозанятости всего несколько лет. Благодаря этому налоговому режиму целые отрасли постепенно выводят из серой зоны своих внештатников и начинают сотрудничать с ними по закону. По своей платформе мы видим максимальный спрос на внештатных самозанятых в строительстве, логистике, электронной коммерции, индустрии гостеприимства, ритейле и сельском хозяйстве. Ежемесячно исполнители нашего сервиса получают около 3,5 млрд рублей выплат - и этот показатель будет только расти", - комментирует Вильдар Гатиатуллин, руководитель направления развития платформы YouDo Бизнес.
"Положительным трендом, который выявил наш совместный с YouDo опрос, является широкое присутствие профессий "белых воротничков" в роли внештатного персонала для бизнеса, в частности, маркетологов, специалистов по рекламе и PR, дизайнеров, юристов. Именно эти профессии в текущем году оказались в числе лидеров по снижению количества вакансий с постоянной занятостью, в отличие от "синих воротничков", дефицит которых остается сильным. Результаты опроса подтверждают наши ожидания, что гибкие формы занятости, которые получили развитие на рынке труда после пандемии, способны нивелировать и сбалансировать негативные последствия кризисов для разных профессий и для самого бизнеса, позволяя ему успешно решать бизнес-задачи в условиях ограниченных ресурсов на персонал", - отмечает Мария Игнатова, руководитель службы исследований hh.ru.
Работа с самозанятыми: "за" и "против"
Больше половины компаний, которые сотрудничают с самозанятыми, отмечают простоту массового найма (53%), остальные говорят о скорости выхода исполнителя (47%), простоте оформления (39%), возможности закрывать пробелы в периоды пиковой нагрузки (30%). Лишь 20% респондентов среди преимуществ отмечают выгодный налоговый режим: сотрудничая с юрлицами, самозанятые платят налог в размере 6%. Практика показывает, что этот процент нередко закладывается в сумму вознаграждения.
Среди минусов работы с самозанятыми самыми чувствительными компании считают необходимость адаптировать внештатника под специфику бизнеса, важность отслеживания статуса самозанятых и получения чеков за оплаченные услуги.
Работа с физлицами по ГПХ: "за" и "против"
Самозанятость имеет ряд ограничений: в частности, этот налоговый режим распространяется не на все виды деятельности, подходит резидентам не всех стран и имеет лимит в 2,4 млн рублей в год. Договор гражданско-правового характера таких ограничений не имеет. Поэтому 53% компаний, которые работают с физлицами по ГПХ, свой выбор объясняют расширенным списком разрешенных видов деятельности, 40% - большим выбором в плане резидентства кандидата, 25% - отсутствием лимитов на выплаты. Среди минусов такого сотрудничества респонденты отмечают важность глубокой юридической проработки договора, чтобы его не признали трудовым, нестабильностью персонала и отсутствием электронного документооборота с физлицами.
Об исследовании
Компании YouDo и hh.ru работают на российском рынке трудовых ресурсов и совместно развивают YouDo Бизнес - платформу для работы с внештатным персоналом. С ее помощью компании решают вопросы массового найма внештатников, оформления и выплат. В ноябре 2021 года HeadHunter Group инвестировала в YouDo Бизнес $5 млн.
О HeadHunter
HeadHunter (hh.ru) - крупнейшая платформа онлайн-рекрутинга в России, клиентами которой являются свыше 515 тыс. компаний. Цель HeadHunter - помогать компаниям находить сотрудников, а людям - работу, и делать так, чтобы процесс поиска сотрудников и работы был быстрым и доставлял обеим сторонам только положительные впечатления. Обширная база компании содержит свыше 55 млн резюме, а среднее дневное количество вакансий в течение 2021 г. составило свыше 933 тысяч ежемесячно. По данным SimilarWeb, hh.ru занимает третье место в мире по популярности среди порталов по поиску работы и сотрудников. HeadHunter - аккредитованная Министерством цифрового развития ИТ-компания, она включена в Реестр аккредитованных ИТ-компаний России.