Работа!
 





English version

Истекая кадрами: как узнать, сколько денег вы тратите на отток персонала и что с этим делать

Обновление коллектива — вполне здоровое явление. Естественная ротация стимулирует рост компании, привнося множество новых идей. Но если отток кадров становится неконтролируемым и стремительно возрастает за короткое время, это говорит о существующих проблемах менеджмента персонала.

Повышенная кадровая текучка способна не просто обескровить организацию, лишив её главного ресурса, но и отбросить назад в развитии, причинив серьёзные убытки.

Отток квалифицированных кадров измеряется в количестве работников, попавших под сокращение, уволенных приказом руководителя или ушедших по собственному желанию в течение конкретного временного промежутка. Одной из главных задач эйчаров является подсчёт нормы текучести и удержание этого показателя в рамках, приемлемых для сферы деятельности конкретной фирмы.

С этой целью проводятся экзит-интервью и регулярный опрос вовлеченности штатных сотрудников с целью выяснить, что их не устраивает в рабочем процессе, и оперативно устранить причины частых увольнений, оптимизировав тем самым процесс удержания талантов.

Основные причины оттока кадров

Если не брать в расчёт принудительное увольнение в связи с нарушениями, главным фактором, вызывающим рост кадровой текучки, является неудовлетворённость персонала. А вот причины у недовольства могут быть самыми разнообразными.

  1. Не складываются отношения с коллегами и начальством. В компаниях с высоким уровнем корпоративной культуры и едиными ценностными ориентирами этого, как правило, не случается. Решение проблемы кроется в грамотном управлении конфликтами и повышении вовлечённости. Дружный коллектив приносит гораздо больше пользы компании.

  2. Не нравятся условия работы: устаревшее оборудование, повышенная травмоопасность, отсутствие комфортного помещения для отдыха, плохое освещение и т.д.

  3. Нет перспективы карьерного роста. Рабочие муравьи с удовольствием трудятся на одном месте десятилетиями. Мы же говорим об амбициозных специалистах, которым важны непрерывное развитие и справедливая оценка их достижений.

  4. Отсутствие мотивационной системы. Если компания предлагает постоянные или разовые бенефиты, сотрудники чувствуют заботу и внимание руководства. В результате укрепляется внутренний и внешний HR-бренд.

  5. Нет системы признания. «Ты успешно трудишься, поэтому тебя не накажут рублём» — откровенно провальная политика. Сотрудники ценят заслуженную похвалу руководства за свои достижения в присутствии коллег. Очень эффективна и лёгкая заочная похвала потенциала работника с целью его подбадривания. Доски почёта, поздравления лучших работников месяца и другие аналогичные мероприятия покажут, что начальство замечает все их заслуги.

  6. Отсутствие обратной связи от руководства. Значит, он безразличен к подчинённым и их достижениям. Нет мотивации, поддержки, личного примера лидера. О каком здоровом климате в команде может идти речь?

Проблемы с текучкой также возникают из-за того, что компания нанимает не того специалиста. Всему виной ошибки при подготовке собеседования или в процессе адаптации. Положение спасает чёткая модель компетенций по горячей вакансии и грамотная адаптационная программа.

Отдельно хочется сказать об оттоке кадров из-за низкой заработной платы. На первый взгляд, ситуация очевидна: мало платят — нужно уходить, но не всё так просто. Согласно статистическим опросам, треть квалифицированных специалистов готовы работать в крупной корпорации с мировым именем и развитым HR-брендом за меньшую зарплату при условии достойных бенефитов и возможности развиваться в профессиональном плане. Если человек уходит из-за низкой оплаты труда, значит его переманили или он исчерпал все средства диалога с руководством.

Как узнать, сколько денег компания теряет из-за оттока персонала

Экономический эффект кадровой текучки за конкретный период (обычно, берут год) можно посчитать по формуле ОЧ*СЗ*ЦУ, где ОЧ — общее число сотрудников, покинувших компанию, СЗ — их средняя заработная плата, ЦУ — цена увольнения в пересчёте на % от заработной платы.

К примеру, за год из фирмы увольняют и сокращают 5 менеджеров. Ещё 5 пишут по собственному желанию, т.е. всего 10. Среднее арифметическое по их зарплате — 200.000 руб. Стоимость увольнения в % от з/п — 25%. Т.о. стоимость потери сотрудников равна 10*200.000*0,25=500.000 руб.

И это только годовая потеря прибыли. Добавьте к этому затраты на подбор и обучение новых сотрудников, и вы получите ещё одну весёлую сумму с несколькими нулями.

Подсчёт стоимости адаптации проводится по формуле НхТхС+М+С, где Н — число новичков, Т — часы, потраченные на онбординг одного новичка, C — стоимость 1 ч рабочего времени наставника, M — цена материалов за один прокат, S — стоимость ПО и инструментов.

И не забывайте ещё один важный момент: компания теряет продуктивность на тот период, когда предыдущий сотрудник уже уволился, а новый не до конца принял его дела и не получил требуемый объём знаний.

Стратегии минимизации оттока персонала и финансовых потерь, роль обратной связи

В первую очередь, кадровая текучка заметно снизится, если на этапе подбора персонала эйчар уделит внимание следующим ключевым моментам:

  • вместе с руководителем составит подробную модель компетенций и портрет соискателя на конкретную должность;

  • тщательно проработает вопросы собеседования;

  • при прохождении вступительного интервью подкрепит его тестовым заданием;

  • проведёт кейс-интервью профпригодности соискателя с подкреплением реальными примерами из его личной жизни;

  • на собеседовании проговорит все подводные камни и трудности вакансии;

  • объективно оценит все хард- и софт-скиллы кандидата, не идеализируя его.

При оптимизации удержания штатного персонала важен комплексный подход:

  • прозрачная система мотивации (повышение зарплаты при достижении конкретных рабочих показателей);

  • развивающие программы с учётом общекорпоративных целей и приоритетов самого сотрудника;

  • регулярное корпоративное обучение;

  • обязательное наставничество на этапе онбординга;

  • программы лояльности;

  • комфортные условия на рабочем месте;

  • повышение вовлечённости персонала;

  • системы признания (благодарности за достижения);

  • развлекательные мероприятий, направленные на тимбилдинг;

  • система бенефитов и конкурентный соцпакет.

И ещё один маленький совет: если не хотите недовольства сотрудников, ни в коем случае не наказывайте их за нежелание досрочно выходить из отпуска, в выходной или во внерабочее время. Предоставьте им выбор и обязательно компенсируйте неудобства.

Как мы говорили ранее, большинство причин увольнения кроется в неудовлетворённости персонала. Держать руку на пульсе поможет регулярный опрос вовлеченности сотрудников, позволяющий выявить недовольство теми или иными факторами и повысить включённость всего коллектива. Ведь в сплочённой команде, где каждый стремится сделать максимум во благо компании, не будут помышлять об уходе.

Ярким примером успешного использования подобных опросов является торговая сеть «Технониколь» — один из лидеров строительного рынка. Руководство решило бороться с оттоком кадров, сделав упор именно на повышение вовлечённости сотрудников. Все изменения кадрового менеджмента проверялись систематическими анонимными опросами включённости персонала, что позволило исключить все раздражающие факторы. За 3 года кадровая текучка снизилась на 19,8%, и в 2021 году hh.ru включил компанию в перечень лидеров среди работодателей. Руководство призналось, что работа с вовлечённостью сэкономила солидные суммы из бюджета на подбор и онбординг новых работников и серьёзно укрепила их HR-бренд.

Заключение

Отток кадров не страшен, если он не выходит за пределы нормы. Отклонение от допустимых показателей указывает на очевидные недочёты в работе эйчаров и самого руководства. Для управления текучестью персонала нужно грамотно организовать процесс найма соискателей и устранить причины неудовлетворённости сотрудников. Выявить и проанализировать раздражающие факторы помогает регулярное проведение опроса вовлечённости.

Квалифицированные эйчары стремятся получить исчерпывающую аналитику данного анкетирования, поэтому в качестве инструментов используют независимые онлайн-платформы.

Давайте рассмотрим их преимущества на примере сервиса StartExam:

  1. интуитивный интерфейс и простота прохождения анкеты;

  2. массовость — одновременно на платформе может присутствовать несколько десятков тысяч участников, что никак не повлияет на скорость и точность её работы;

  3. анонимность — очень важный момент, обеспечивающий максимальную честность и открытость респондентов;

  4. детальная аналитика — по результатам опроса сервис предоставляет полноценный отчёт с предложениями по усовершенствованию анкеты. Абсолютная автоматизация без вмешательства человеческого фактора позволяет эйчарам оперировать точными, актуальными и полными данными по всему объёму участников.

Онлайн-платформы оптимизируют процесс оценки вовлечённости, делая процедуру быстрой и объективной. Это даёт возможность прицельно прорабатывать все проблемные зоны и снижать тем самым уровень оттока кадров.

Опубликовано: 02.07.2024
Как найти выгодную коммерческую аренду в Москве
Москва является финансовым и экономическим центром России, а так же крупнейшим мегаполисом мира
Диетологи обсуждают таблетки для похудения
Когда мы худеем, нам хочется поскорее узнать: недаром ли я отказалась вчера от вкусного торта? Уже исчезли ненавидимые 200 грамм, или необходимо попить таблетки для похудения , или лучше побегать на беговой дорожке? Однако, диетологи не рекомендуют взвешиваться больно часто
Читать другие статьи



Copyright © RIN 1999-
* Обратная связь