Работа!
 





English version

Истекая кадрами: как узнать, сколько денег вы тратите на отток персонала и что с этим делать

Обновление коллектива — вполне здоровое явление. Естественная ротация стимулирует рост компании, привнося множество новых идей. Но если отток кадров становится неконтролируемым и стремительно возрастает за короткое время, это говорит о существующих проблемах менеджмента персонала.

Повышенная кадровая текучка способна не просто обескровить организацию, лишив её главного ресурса, но и отбросить назад в развитии, причинив серьёзные убытки.

Отток квалифицированных кадров измеряется в количестве работников, попавших под сокращение, уволенных приказом руководителя или ушедших по собственному желанию в течение конкретного временного промежутка. Одной из главных задач эйчаров является подсчёт нормы текучести и удержание этого показателя в рамках, приемлемых для сферы деятельности конкретной фирмы.

С этой целью проводятся экзит-интервью и регулярный опрос вовлеченности штатных сотрудников с целью выяснить, что их не устраивает в рабочем процессе, и оперативно устранить причины частых увольнений, оптимизировав тем самым процесс удержания талантов.

Основные причины оттока кадров

Если не брать в расчёт принудительное увольнение в связи с нарушениями, главным фактором, вызывающим рост кадровой текучки, является неудовлетворённость персонала. А вот причины у недовольства могут быть самыми разнообразными.

  1. Не складываются отношения с коллегами и начальством. В компаниях с высоким уровнем корпоративной культуры и едиными ценностными ориентирами этого, как правило, не случается. Решение проблемы кроется в грамотном управлении конфликтами и повышении вовлечённости. Дружный коллектив приносит гораздо больше пользы компании.

  2. Не нравятся условия работы: устаревшее оборудование, повышенная травмоопасность, отсутствие комфортного помещения для отдыха, плохое освещение и т.д.

  3. Нет перспективы карьерного роста. Рабочие муравьи с удовольствием трудятся на одном месте десятилетиями. Мы же говорим об амбициозных специалистах, которым важны непрерывное развитие и справедливая оценка их достижений.

  4. Отсутствие мотивационной системы. Если компания предлагает постоянные или разовые бенефиты, сотрудники чувствуют заботу и внимание руководства. В результате укрепляется внутренний и внешний HR-бренд.

  5. Нет системы признания. «Ты успешно трудишься, поэтому тебя не накажут рублём» — откровенно провальная политика. Сотрудники ценят заслуженную похвалу руководства за свои достижения в присутствии коллег. Очень эффективна и лёгкая заочная похвала потенциала работника с целью его подбадривания. Доски почёта, поздравления лучших работников месяца и другие аналогичные мероприятия покажут, что начальство замечает все их заслуги.

  6. Отсутствие обратной связи от руководства. Значит, он безразличен к подчинённым и их достижениям. Нет мотивации, поддержки, личного примера лидера. О каком здоровом климате в команде может идти речь?

Проблемы с текучкой также возникают из-за того, что компания нанимает не того специалиста. Всему виной ошибки при подготовке собеседования или в процессе адаптации. Положение спасает чёткая модель компетенций по горячей вакансии и грамотная адаптационная программа.

Отдельно хочется сказать об оттоке кадров из-за низкой заработной платы. На первый взгляд, ситуация очевидна: мало платят — нужно уходить, но не всё так просто. Согласно статистическим опросам, треть квалифицированных специалистов готовы работать в крупной корпорации с мировым именем и развитым HR-брендом за меньшую зарплату при условии достойных бенефитов и возможности развиваться в профессиональном плане. Если человек уходит из-за низкой оплаты труда, значит его переманили или он исчерпал все средства диалога с руководством.

Как узнать, сколько денег компания теряет из-за оттока персонала

Экономический эффект кадровой текучки за конкретный период (обычно, берут год) можно посчитать по формуле ОЧ*СЗ*ЦУ, где ОЧ — общее число сотрудников, покинувших компанию, СЗ — их средняя заработная плата, ЦУ — цена увольнения в пересчёте на % от заработной платы.

К примеру, за год из фирмы увольняют и сокращают 5 менеджеров. Ещё 5 пишут по собственному желанию, т.е. всего 10. Среднее арифметическое по их зарплате — 200.000 руб. Стоимость увольнения в % от з/п — 25%. Т.о. стоимость потери сотрудников равна 10*200.000*0,25=500.000 руб.

И это только годовая потеря прибыли. Добавьте к этому затраты на подбор и обучение новых сотрудников, и вы получите ещё одну весёлую сумму с несколькими нулями.

Подсчёт стоимости адаптации проводится по формуле НхТхС+М+С, где Н — число новичков, Т — часы, потраченные на онбординг одного новичка, C — стоимость 1 ч рабочего времени наставника, M — цена материалов за один прокат, S — стоимость ПО и инструментов.

И не забывайте ещё один важный момент: компания теряет продуктивность на тот период, когда предыдущий сотрудник уже уволился, а новый не до конца принял его дела и не получил требуемый объём знаний.

Стратегии минимизации оттока персонала и финансовых потерь, роль обратной связи

В первую очередь, кадровая текучка заметно снизится, если на этапе подбора персонала эйчар уделит внимание следующим ключевым моментам:

  • вместе с руководителем составит подробную модель компетенций и портрет соискателя на конкретную должность;

  • тщательно проработает вопросы собеседования;

  • при прохождении вступительного интервью подкрепит его тестовым заданием;

  • проведёт кейс-интервью профпригодности соискателя с подкреплением реальными примерами из его личной жизни;

  • на собеседовании проговорит все подводные камни и трудности вакансии;

  • объективно оценит все хард- и софт-скиллы кандидата, не идеализируя его.

При оптимизации удержания штатного персонала важен комплексный подход:

  • прозрачная система мотивации (повышение зарплаты при достижении конкретных рабочих показателей);

  • развивающие программы с учётом общекорпоративных целей и приоритетов самого сотрудника;

  • регулярное корпоративное обучение;

  • обязательное наставничество на этапе онбординга;

  • программы лояльности;

  • комфортные условия на рабочем месте;

  • повышение вовлечённости персонала;

  • системы признания (благодарности за достижения);

  • развлекательные мероприятий, направленные на тимбилдинг;

  • система бенефитов и конкурентный соцпакет.

И ещё один маленький совет: если не хотите недовольства сотрудников, ни в коем случае не наказывайте их за нежелание досрочно выходить из отпуска, в выходной или во внерабочее время. Предоставьте им выбор и обязательно компенсируйте неудобства.

Как мы говорили ранее, большинство причин увольнения кроется в неудовлетворённости персонала. Держать руку на пульсе поможет регулярный опрос вовлеченности сотрудников, позволяющий выявить недовольство теми или иными факторами и повысить включённость всего коллектива. Ведь в сплочённой команде, где каждый стремится сделать максимум во благо компании, не будут помышлять об уходе.

Ярким примером успешного использования подобных опросов является торговая сеть «Технониколь» — один из лидеров строительного рынка. Руководство решило бороться с оттоком кадров, сделав упор именно на повышение вовлечённости сотрудников. Все изменения кадрового менеджмента проверялись систематическими анонимными опросами включённости персонала, что позволило исключить все раздражающие факторы. За 3 года кадровая текучка снизилась на 19,8%, и в 2021 году hh.ru включил компанию в перечень лидеров среди работодателей. Руководство призналось, что работа с вовлечённостью сэкономила солидные суммы из бюджета на подбор и онбординг новых работников и серьёзно укрепила их HR-бренд.

Заключение

Отток кадров не страшен, если он не выходит за пределы нормы. Отклонение от допустимых показателей указывает на очевидные недочёты в работе эйчаров и самого руководства. Для управления текучестью персонала нужно грамотно организовать процесс найма соискателей и устранить причины неудовлетворённости сотрудников. Выявить и проанализировать раздражающие факторы помогает регулярное проведение опроса вовлечённости.

Квалифицированные эйчары стремятся получить исчерпывающую аналитику данного анкетирования, поэтому в качестве инструментов используют независимые онлайн-платформы.

Давайте рассмотрим их преимущества на примере сервиса StartExam:

  1. интуитивный интерфейс и простота прохождения анкеты;

  2. массовость — одновременно на платформе может присутствовать несколько десятков тысяч участников, что никак не повлияет на скорость и точность её работы;

  3. анонимность — очень важный момент, обеспечивающий максимальную честность и открытость респондентов;

  4. детальная аналитика — по результатам опроса сервис предоставляет полноценный отчёт с предложениями по усовершенствованию анкеты. Абсолютная автоматизация без вмешательства человеческого фактора позволяет эйчарам оперировать точными, актуальными и полными данными по всему объёму участников.

Онлайн-платформы оптимизируют процесс оценки вовлечённости, делая процедуру быстрой и объективной. Это даёт возможность прицельно прорабатывать все проблемные зоны и снижать тем самым уровень оттока кадров.

Опубликовано: 02.07.2024
Россия хочет единолично регулировать цены на газ
Россия в процессе присоединения к ВТО не брала на себя обязательств по отказу от действующих механизмов ценообразования на газ на внутреннем рынке
Преимущества матраса с эффектом памяти
Конечно же, практически каждый человек понимает значимость ночного сна. Но далеко не всегда мы осознаём, насколько качество этого сна зависит от того, на чём мы спим.
Читать другие статьи



Copyright © RIN 1999-
* Обратная связь