Составление эффективного резюме
Идеальным является вариант, когда резюме составляется или корректируется под конкретную вакансию.
1. Основные блоки резюме.
Формулировка цели поиска работы.
Краткое описание того, на получение какой должности и почему Вы претендуете.
Образование.
Укажите все учебные заведения, включая различные курсы, семинары, повышение квалификации, на которых вы учились, начиная с самого последнего - в обратном хронологическом порядке. Укажите время, когда вы проходили обучение, можно указать город и страну, где расположено учебное заведение. Перечислите все ваши степени, дипломы и сертификаты, а также основные и факультативные курсы, которые вы прослушали, средний балл и результаты различных тестирований - все, что свидетельствует о ваших успехах в период обучения.
Трудовой опыт (в обратном хронологическом порядке).
В каждой графе должны быть указаны:
- период работы (с какого месяца и года по какой месяц и год вы работали в данной фирме);
- полное название фирмы, написанное без ошибок и по возможности без сокращений;
- сфера деятельности предприятия, выпускаемая им продукция, продаваемый товар или оказываемые услуги;
- если вы владеете этой информацией и она не носит характера коммерческой тайны - среднемесячный или годовой оборот;
- полное название вашей должности;
- количество подчиненных, если таковые у вас имелись;
- точное описание ваших обязанностей;
- причины ухода или желания сменить место работы.
Достижения.
Для формулировки своих достижений можно воспользоваться методом ПДР: проблемы, действия, результаты. Для этого рассмотрите каждую из своих должностей под таким углом зрения:
а) с какими проблемами я столкнулся в своей работе;
б) какие действия я предпринял, чтобы решить эти проблемы;
в) каковы результаты моих действий.
Личные качества.
Отразите в этом разделе все наиболее выраженные у вас качества и свойства личности.
2. Виды резюме
Вид резюме определяется той задачей, которую вы ставите. Разные виды резюме по-разному решают эту задачу посредством специфической организации материала.
1. Хронологическое резюме.
Наиболее традиционная форма. В нем в хронологическом порядке представлена ваша деятельность, начиная с самого последнего места работы и учебы.
Преимущества: такое резюме можно быстро и легко прочесть, сразу поняв суть. Работодатель с первого взгляда на ваш послужной список видит, чем вы занимались, насколько широк диапазон ваших возможностей, с какой быстротой продвигались по служебной лестнице.
Если же, напротив, ваша карьере больше походит на бег с препятствиями или на блуждание в джунглях, то хронологическая форма может вас подвести. Дело в том, что она высвечивает провалы и противоречивые моменты в вашем послужном списке, а ваши профессиональные качества и сильные стороны остаются в тени.
Схема составления хронологического резюме.
- Личные данные.
- Ф.И.О.
- Адрес.
- Телефон с указанием кода города.
- Дата и место рождения.
- Семейное положение, дети и их г.р.
- Цель (указывается обязательно).
- Опыт работы.
- Время работы (месяц, год).
- Полное название фирмы с указанием формы собственности, сферы деятельности, примерным оборотом.
- Название должности с указанием количества подчиненных.
- Функциональные обязанности (располагаются по степени важности для соответствия данной вакансии).
- Достижения (лучше с указанием конкретных цифр).
- Причина увольнения или поиска работы.
- Образование (чем больше прошло времени с момента окончания учебы, тем меньше эта часть должна занимать в резюме. Для выпускников и студентов этот пункт желательно помещать перед предыдущим, т.к. опыт работы если и есть, то менее значителен. Можно добавить отметки и награды, подчеркнуть те изученные дисциплины, которые соответствуют вашей цели, отметить участие в исследовательских или каких-то других работах, связанных с учебой. Также раздел "Образование" можно вынести перед описанием опыта работы в том случае, если последнее или несколько последних мест работы были по другой специальности, отличной от той, на которую претендует соискатель в данный момент).
- Время обучения (для в/о - года, для курсов, семинаров - месяц и год).
- Полное название учебного заведения, город, страна.
- Факультет, название специальности, присвоенная квалификация.
- Дополнительная информация.
- Сведения о степени владения иностранными языками.
- Владение навыками работы на ПК (с указанием применяемых программных средств).
- Наличие водительских прав, стаж вождения.
- Упоминание о хобби уместно, если оно имеет отношение к работе, или его можно счесть серьезным личным достижением.
- Указание готовности к разъездам, командировкам и смене места жительства.
- Указание готовности к работе с ненормированным рабочим днем.
- Личные качества.
- Рекомендации (Ф.И.О., настоящая должность и телефон рекомендателя). Позаботьтесь о том, чтобы человек, которого вы укажете в этом пункте, был предупрежден о том, что с ним могут связаться по поводу предоставления ваших рекомендаций.
2. Функциональное резюме.
Подчеркивает общие черты и последовательность в сферах вашей деятельности. Если на каком-то месте работы вы не слишком продвинулись вперед, функциональный метод обратит внимание работодателя на ваши успехи в двух-трех других сферах деятельности и приведет к желаемым для вас выводам.
К функциональной форме следует прибегать в тех случаях, когда у вас есть какие-то провалы в послужном списке или вы хотите получить конкретную работу в той области, в которой имеете наибольший профессиональный опыт.
Схема составления функционального резюме
Фамилия, имя, отчество
Адрес:
Телефон:
Дата и место рождения:
Семейное положение:
Цель: | |
Образование: месяц, год приема - месяц, год окончания | Название учебного заведения, факультет, специальность, квалификация. |
Профессиональная квалификация | |
Дополнительная информация: | |
Личные качества: | |
Рекомендации: | Ф.И.О., должность, телефон Ф.И.О., должность, телефон |
3. Комбинированное резюме.
Это сочетание лучших свойств двух предыдущих форм. В нем в хронологическом порядке под отдельными заголовками располагается необходимая информация, но есть специальный раздел, в котором делается упор на профессиональные качества и компетентность. При удачном построении такое резюме может быть весьма эффективным, при неудачном - получится непонятная мешанина.
Схема составления комбинированного резюме
Фамилия, имя, отчество
Адрес:
Телефон:
Дата и место рождения:
Семейное положение:
Цель: | |
Образование: месяц, год приема - месяц, год окончания | Название учебного заведения, факультет, специальность, квалификация. |
Профессиональная квалификация | |
Опыт работы: месяц, год приема - месяц, год увольнения | Название организации (сфера ее деятельности) Месячный оборот Должность: название должности Количество подчиненных Функции: Достижения: Причина увольнения: |
месяц, год приема - месяц, год увольнения | Название организации (сфера ее деятельности) Месячный оборот Должность: название должности Количество подчиненных Функции: Достижения: Причина увольнения: |
Дополнительная информация: | |
Личные качества: | |
Рекомендации: | Ф.И.О., должность, телефон Ф.И.О., должность, телефон |
4. Рекламное резюме.
Это совершенно особый вид, не подчиненный никаким правилам, написанный слегка дерзко и даже нагловато. Его цель - суметь продать себя со своим опытом работы нетрадиционным способом. Поэтому форма такого резюме может быть столь же необычна, как и его содержание. К примеру, можно изложить все, что вам нужно в форме изящного письма или в виде рассказа о себе, а также в коротком эссе о той отрасли, где вы собираетесь работать.
Такое резюме может точно поразить цель, а может и показать всю несостоятельность его автора. Например, если журналист напишет о себе статью с броским заголовком и интригующими ходами, он попадет в цель. Рекламное резюме следует применять крайне осторожно. У него должна быть четко определена цель, и оно должно быть написано с большим вкусом.
Что выбрать?
Чтобы точно определить ту форму резюме, которая вам больше всего подходит, задайте себе следующие вопросы и посмотрите, соответствуют ли ваши ответы предлагаемым советам:
- Переходил ли я плавно с одной работы на другую или двигался зигзагами, демонстрируя непоследовательность и противоречивость?
В первом случае подойдет хронологическая форма, во втором лучше выбрать функциональное резюме, которое позволит подчеркнуть выигрышные моменты в вашей карьере.
- В данной области я работаю успешно. Но вопрос в том, хочу ли я заниматься этим и дальше или хочу кардинально изменить сферу деятельности?
Если вы хотите продолжить свою карьеру в данной области, подойдет хронологическая форма резюме, так как она подчеркивает стабильное движение вверх. Если же речь идет о кардинальном изменении карьеры, лучше воспользоваться функциональной формой - она позволит перекинуть мостик от одного вида деятельности к другому.
- Я хочу изменить направление своей деятельности. Удалось ли мне подчеркнуть свои сильные стороны именно в том направлении, в котором я собираюсь работать?
Если не удалось, то вернитесь к тому, что вы написали - посмотрите и исправьте список своих достижений, чтобы не получилось так, что вы хотите изменить то, чего нет.
Самое главное: работодатель должен найти в вашем резюме то, что он ищет. Для того, чтобы знать, какую именно информацию хочет получить работодатель, нужно очень внимательно ознакомиться с рекламным объявлением или другими материалами, из который вы можете почерпнуть сведения о том, какие же требования предъявляются к профессиональным и личным качествам претендента на вакантное место. Если есть такая возможность, можно проконсультироваться по этим вопросам с менеджером по персоналу данной компании или сотрудником кадрового агентства.
3. Оформление резюме.
При формулировке следует соблюдать следующие принципы:
- Конкретность формулировок:
занимался обучением - обучил 2-х новых служащих;
помогал уменьшить ошибки - сократил ошибки на 15%, чем сэкономил фирме 400 $;
быстро усваиваю новые знания - освоил новые процедуры за 2 недели.
- Краткость и активные формы:
отвечал за выполнение - выполнил;
находил применение следующим возможностям - эффективно использовал;
нес ответственность за - отвечал за...
- Предпочтение позитивной информации негативной:
улаживал жалобы - помогал клиентам;
препятствовал снижению доли продаж - повысил потенциал продукта на рынке;
перешел с должности, назначен - продвинулся на должность.
Текст нужно графически расположить на листе так, чтобы он легко читался, чтобы не нужно было искать глазами, где главное, а где - второстепенное.
Рекомендации:
- выделить жирным шрифтом Ф.И.О, заголовки всех разделов, названия фирм, в которых вы работали;
- подчеркнуть названия должностей;
- расположить материал в виде таблицы: заголовки и даты - с левой стороны, основная информация - справой;
- при перечислении функциональных обязанностей выделить каждую из них под номерами или маркированным списком;
- не перегружать резюме различными графическими украшениями;
- напечатать резюме лучше всего на качественном принтере.
Несколько практических советов:
В поиске работы необходимо использовать все возможные варианты:
- рассылка резюме в кадровые агентства;
- помещение своего рекламного объявления р печатные издания, Интернет и т.д.
- рассылка резюме в компании, профиль которых близок к Вашему опыту, либо образованию.
- рассылка резюме и посещение собеседований в компаниях, поместивших объявления о вакантных должностях в печатных изданиях.
|