Работа!
 





English version
Советы соискателю 1. Как искать работу
2. Составление эффективного резюме
3. Собеседование

Составление эффективного резюме

Идеальным является вариант, когда резюме составляется или корректируется под конкретную вакансию.

1. Основные блоки резюме.

Формулировка цели поиска работы.
Краткое описание того, на получение какой должности и почему Вы претендуете.

Образование.
Укажите все учебные заведения, включая различные курсы, семинары, повышение квалификации, на которых вы учились, начиная с самого последнего - в обратном хронологическом порядке. Укажите время, когда вы проходили обучение, можно указать город и страну, где расположено учебное заведение. Перечислите все ваши степени, дипломы и сертификаты, а также основные и факультативные курсы, которые вы прослушали, средний балл и результаты различных тестирований - все, что свидетельствует о ваших успехах в период обучения.

Трудовой опыт (в обратном хронологическом порядке).
В каждой графе должны быть указаны:
  • период работы (с какого месяца и года по какой месяц и год вы работали в данной фирме);
  • полное название фирмы, написанное без ошибок и по возможности без сокращений;
  • сфера деятельности предприятия, выпускаемая им продукция, продаваемый товар или оказываемые услуги;
  • если вы владеете этой информацией и она не носит характера коммерческой тайны - среднемесячный или годовой оборот;
  • полное название вашей должности;
  • количество подчиненных, если таковые у вас имелись;
  • точное описание ваших обязанностей;
  • причины ухода или желания сменить место работы.
Достижения.
Для формулировки своих достижений можно воспользоваться методом ПДР: проблемы, действия, результаты. Для этого рассмотрите каждую из своих должностей под таким углом зрения:
а) с какими проблемами я столкнулся в своей работе;
б) какие действия я предпринял, чтобы решить эти проблемы;
в) каковы результаты моих действий.

Личные качества.
Отразите в этом разделе все наиболее выраженные у вас качества и свойства личности.

2. Виды резюме
Вид резюме определяется той задачей, которую вы ставите. Разные виды резюме по-разному решают эту задачу посредством специфической организации материала.

1. Хронологическое резюме.
Наиболее традиционная форма. В нем в хронологическом порядке представлена ваша деятельность, начиная с самого последнего места работы и учебы.
Преимущества: такое резюме можно быстро и легко прочесть, сразу поняв суть. Работодатель с первого взгляда на ваш послужной список видит, чем вы занимались, насколько широк диапазон ваших возможностей, с какой быстротой продвигались по служебной лестнице.
Если же, напротив, ваша карьере больше походит на бег с препятствиями или на блуждание в джунглях, то хронологическая форма может вас подвести. Дело в том, что она высвечивает провалы и противоречивые моменты в вашем послужном списке, а ваши профессиональные качества и сильные стороны остаются в тени.

Схема составления хронологического резюме.
  1. Личные данные.
    1. Ф.И.О.
    2. Адрес.
    3. Телефон с указанием кода города.
    4. Дата и место рождения.
    5. Семейное положение, дети и их г.р.
  2. Цель (указывается обязательно).
  3. Опыт работы.
    1. Время работы (месяц, год).
    2. Полное название фирмы с указанием формы собственности, сферы деятельности, примерным оборотом.
    3. Название должности с указанием количества подчиненных.
    4. Функциональные обязанности (располагаются по степени важности для соответствия данной вакансии).
    5. Достижения (лучше с указанием конкретных цифр).
    6. Причина увольнения или поиска работы.
  4. Образование (чем больше прошло времени с момента окончания учебы, тем меньше эта часть должна занимать в резюме. Для выпускников и студентов этот пункт желательно помещать перед предыдущим, т.к. опыт работы если и есть, то менее значителен. Можно добавить отметки и награды, подчеркнуть те изученные дисциплины, которые соответствуют вашей цели, отметить участие в исследовательских или каких-то других работах, связанных с учебой. Также раздел "Образование" можно вынести перед описанием опыта работы в том случае, если последнее или несколько последних мест работы были по другой специальности, отличной от той, на которую претендует соискатель в данный момент).
    1. Время обучения (для в/о - года, для курсов, семинаров - месяц и год).
    2. Полное название учебного заведения, город, страна.
    3. Факультет, название специальности, присвоенная квалификация.
  5. Дополнительная информация.
    1. Сведения о степени владения иностранными языками.
    2. Владение навыками работы на ПК (с указанием применяемых программных средств).
    3. Наличие водительских прав, стаж вождения.
    4. Упоминание о хобби уместно, если оно имеет отношение к работе, или его можно счесть серьезным личным достижением.
    5. Указание готовности к разъездам, командировкам и смене места жительства.
    6. Указание готовности к работе с ненормированным рабочим днем.
  6. Личные качества.
  7. Рекомендации (Ф.И.О., настоящая должность и телефон рекомендателя). Позаботьтесь о том, чтобы человек, которого вы укажете в этом пункте, был предупрежден о том, что с ним могут связаться по поводу предоставления ваших рекомендаций.
2. Функциональное резюме.

Подчеркивает общие черты и последовательность в сферах вашей деятельности. Если на каком-то месте работы вы не слишком продвинулись вперед, функциональный метод обратит внимание работодателя на ваши успехи в двух-трех других сферах деятельности и приведет к желаемым для вас выводам.

К функциональной форме следует прибегать в тех случаях, когда у вас есть какие-то провалы в послужном списке или вы хотите получить конкретную работу в той области, в которой имеете наибольший профессиональный опыт.

Схема составления функционального резюме

Фамилия, имя, отчество
Адрес:
Телефон:
Дата и место рождения:
Семейное положение:

Цель:
Образование: месяц, год приема - месяц, год окончанияНазвание учебного заведения, факультет, специальность, квалификация.
Профессиональная квалификация
  • Дополнительная информация:
    Личные качества:
    Рекомендации:Ф.И.О., должность, телефон
    Ф.И.О., должность, телефон


    3. Комбинированное резюме.

    Это сочетание лучших свойств двух предыдущих форм. В нем в хронологическом порядке под отдельными заголовками располагается необходимая информация, но есть специальный раздел, в котором делается упор на профессиональные качества и компетентность. При удачном построении такое резюме может быть весьма эффективным, при неудачном - получится непонятная мешанина.

    Схема составления комбинированного резюме

    Фамилия, имя, отчество
    Адрес:
    Телефон:
    Дата и место рождения:
    Семейное положение:

    Цель:
    Образование: месяц, год приема - месяц, год окончанияНазвание учебного заведения, факультет, специальность, квалификация.
    Профессиональная квалификация
  • Опыт работы: месяц, год приема - месяц, год увольненияНазвание организации (сфера ее деятельности)
    Месячный оборот
    Должность: название должности
    Количество подчиненных
    Функции:
    Достижения:
    Причина увольнения:
    месяц, год приема - месяц, год увольненияНазвание организации (сфера ее деятельности)
    Месячный оборот
    Должность: название должности
    Количество подчиненных
    Функции:
    Достижения:
    Причина увольнения:
    Дополнительная информация:
    Личные качества:
    Рекомендации:Ф.И.О., должность, телефон
    Ф.И.О., должность, телефон


    4. Рекламное резюме.

    Это совершенно особый вид, не подчиненный никаким правилам, написанный слегка дерзко и даже нагловато. Его цель - суметь продать себя со своим опытом работы нетрадиционным способом. Поэтому форма такого резюме может быть столь же необычна, как и его содержание. К примеру, можно изложить все, что вам нужно в форме изящного письма или в виде рассказа о себе, а также в коротком эссе о той отрасли, где вы собираетесь работать.

    Такое резюме может точно поразить цель, а может и показать всю несостоятельность его автора. Например, если журналист напишет о себе статью с броским заголовком и интригующими ходами, он попадет в цель. Рекламное резюме следует применять крайне осторожно. У него должна быть четко определена цель, и оно должно быть написано с большим вкусом.

    Что выбрать?

    Чтобы точно определить ту форму резюме, которая вам больше всего подходит, задайте себе следующие вопросы и посмотрите, соответствуют ли ваши ответы предлагаемым советам:
    1. Переходил ли я плавно с одной работы на другую или двигался зигзагами, демонстрируя непоследовательность и противоречивость?
      В первом случае подойдет хронологическая форма, во втором лучше выбрать функциональное резюме, которое позволит подчеркнуть выигрышные моменты в вашей карьере.
    2. В данной области я работаю успешно. Но вопрос в том, хочу ли я заниматься этим и дальше или хочу кардинально изменить сферу деятельности?
      Если вы хотите продолжить свою карьеру в данной области, подойдет хронологическая форма резюме, так как она подчеркивает стабильное движение вверх. Если же речь идет о кардинальном изменении карьеры, лучше воспользоваться функциональной формой - она позволит перекинуть мостик от одного вида деятельности к другому.
    3. Я хочу изменить направление своей деятельности. Удалось ли мне подчеркнуть свои сильные стороны именно в том направлении, в котором я собираюсь работать?
      Если не удалось, то вернитесь к тому, что вы написали - посмотрите и исправьте список своих достижений, чтобы не получилось так, что вы хотите изменить то, чего нет.
    Самое главное: работодатель должен найти в вашем резюме то, что он ищет. Для того, чтобы знать, какую именно информацию хочет получить работодатель, нужно очень внимательно ознакомиться с рекламным объявлением или другими материалами, из который вы можете почерпнуть сведения о том, какие же требования предъявляются к профессиональным и личным качествам претендента на вакантное место. Если есть такая возможность, можно проконсультироваться по этим вопросам с менеджером по персоналу данной компании или сотрудником кадрового агентства.

    3. Оформление резюме.

    При формулировке следует соблюдать следующие принципы:
    1. Конкретность формулировок:
      занимался обучением - обучил 2-х новых служащих;
      помогал уменьшить ошибки - сократил ошибки на 15%, чем сэкономил фирме 400 $;
      быстро усваиваю новые знания - освоил новые процедуры за 2 недели.
    2. Краткость и активные формы:
      отвечал за выполнение - выполнил;
      находил применение следующим возможностям - эффективно использовал;
      нес ответственность за - отвечал за...
    3. Предпочтение позитивной информации негативной:
      улаживал жалобы - помогал клиентам;
      препятствовал снижению доли продаж - повысил потенциал продукта на рынке;
      перешел с должности, назначен - продвинулся на должность.
    Текст нужно графически расположить на листе так, чтобы он легко читался, чтобы не нужно было искать глазами, где главное, а где - второстепенное.

    Рекомендации:
    • выделить жирным шрифтом Ф.И.О, заголовки всех разделов, названия фирм, в которых вы работали;
    • подчеркнуть названия должностей;
    • расположить материал в виде таблицы: заголовки и даты - с левой стороны, основная информация - справой;
    • при перечислении функциональных обязанностей выделить каждую из них под номерами или маркированным списком;
    • не перегружать резюме различными графическими украшениями;
    • напечатать резюме лучше всего на качественном принтере.


    Несколько практических советов:

    В поиске работы необходимо использовать все возможные варианты:
    • рассылка резюме в кадровые агентства;
    • помещение своего рекламного объявления р печатные издания, Интернет и т.д.
    • рассылка резюме в компании, профиль которых близок к Вашему опыту, либо образованию.
    • рассылка резюме и посещение собеседований в компаниях, поместивших объявления о вакантных должностях в печатных изданиях.
    Copyright © RIN 1999-
    * Обратная связь