Роботы, фитнес-трекеры и big data: страхование в России
переживает технологический прорыв
Согласно исследованию аудиторской компании КПМГ, в настоящее
время страхование в России является одной из самых
высокотехнологичных отраслей; игроки рынка активно применяют
передовые зарубежные практики.
Так, почти 80 % российских страховых компаний уже используют либо
внедрят до конца 2018 года технологические решения для
маркетинга, включая продажи полисов онлайн и через мобильные
приложения. 79% компаний используют информационные технологии для
урегулирования убытков. К ним, в частности, относится
использование сайтов и мобильных приложений, что значительно
уменьшает документооборот и сокращает сроки получения выплат
страхователями.
Каждая вторая компания в том или ином виде использует
роботизацию, что уже привело к росту востребованности в отрасли
специалистов в сфере IT и киберрисков, а также к сокращению
расходов на ведение бизнеса.
36% страховых компаний в России используют передовые технологии
для сбора данных о застрахованных объектах и лицах, включая
телематику и фитнес-трекеры (компактные переносные гаджеты,
предназначенные для точного контроля физической активности
человека). 71% компаний при андеррайтинге и скорринге использует
или намерен в ближайшее время внедрить анализ больших данных (big
data).
100% компаний планируют дальнейшее внедрение новых технологий в
ближайшей перспективе. Так, более трех четвертей российских
страховщиков намерены продолжать использовать технологические
решения для маркетинга и урегулирования убытков, позволяющие
увеличить рентабельность бизнеса и повысить продажи полисов.
В целом весь жизненный цикл страхования, от покупки страхового
полиса до выплаты возмещения, сокращается благодаря
интеллектуальным программам и активно внедряемым технологиям
обработки больших массивов информации.
"Четвертая промышленная революция" меняет все отрасли, и
страховой сектор - одним из первых, - говорит эксперт, юрист
информационного проекта "Страхование: общественная экспертиза"
Сергей Смирнов. - Даже оценка страховых рисков стала вытесняться
машинным обучением и геоинформацией, полученной в реальном
времени. О продажах простых страховых продуктов и говорить нечего
- все постепенно переходит в Интернет. Агентские сети в страховых
компаниях уже сокращаются. В ближайшее время в России, как и в
странах Запада, роботы смогут заменить многих сотрудников в
отделах продаж, консультанты останутся только на сложных
продуктах, например, на страховании имущества физлиц. Все эти
нововведения и автоматизация непреклонно ведут страхование к
объективизации. То есть, если, например, экспертиза ущерба
производится без участия человека, то и данные на выходе
получатся максимально объективными и точными".
По мнению Сергея Смирнова, в перспективе процессы оценки ущерба
по Единой методике расчета стоимости убытка в ОСАГО также могут
быть полностью роботизированы, а операции сбора документов смогут
целиком осуществляться в режиме онлайн. "Развитие искусственного
интеллекта и нейросетей в будущем могут сделать профессию
андеррайтера и вовсе невостребованной, роботы смогут справляться
с оценкой рисков быстрее, точнее человека, к тому же с учетом
значительно большего числа вводных", - добавляет Сергей Смирнов.
При этом аналитики информационного проекта "Страхование:
общественная экспертиза" отмечают, что для дальнейшей
информатизации страховой отрасли существуют и преграды. Так, к их
числу относится несовершенное законодательство, высокий уровень
мошенничества в страховании, а также недостаточный для
технологического прорыва уровень компьютерной и информационной
грамотности населения в целом.